Бизнес на костях У «черных» копателей разгар полевого сезона

Читаем и обсуждаем публикации о коллекционерах, кладоискателях и охране историко-культурного наследия.

Модератор: Захар

Ответить
Wiktor
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Сб ноя 18, 2006 11:34 am

Бизнес на костях У «черных» копателей разгар полевого сезона

Сообщение Wiktor »

Бизнес на костях. У «черных» копателей разгар полевого сезона.

Именно сейчас, когда поля еще не заколосились, а погода радует погожими деньками, эти люди, вооружившись миноискателем и саперной лопаткой, рыщут по лесам и полям. Кто-то в поисках наживы, а кто-то любопытства ради. «Черные» следопыты, «черные» археологи, «черные» поисковики – как только их ни называют. Правда, от этого смысл «бизнеса на костях» не меняется.
3.jpg
Казимир под прицелом ... металлоискателей
В № 16 от 24 апреля 2009 го- да мы писали об артефактах забытого средневекового города Казимира, найденного на Светлогорщине. Когда в деревне Королевская Слобода было определено точное место, где стоял древний город, оно стало центром притяжения для журналистов, историков и праздных любопытствующих. Чтобы найти свидетельства существования Казимира, далеко ходить не надо. Местные жители весьма охотно рассказывают приезжим о найденных на своих огородах фрагментах керамики, монетах. Потому отнюдь не странно, что «черные» копатели здесь тщательно «прозвонили земельку» (на их жаргоне – обошли окрестности с металлоискателем). Слободчане рассказывают, что старателям удалось откопать несколько вещиц, которые, впрочем, вряд ли можно задорого продать. Фрагменты керамики и стекла трудно назвать антиквариатом. «Засветились» старатели в деревне не единожды, однако за руку ни участковый милиционер, ни местные власти их так и не поймали.

«Молодые хлопцы – лет по 30–35 – приехали на машине, попросили разрешения обойти с металлоискателем огород. Я пустил. В некоторых местах зазвенело – там и начали копать. Нашли, помнится, несколько монет», – рассказывает один из местных жителей.

Сейчас интерес «черных» следопытов к средневековому Казимиру поостыл. Наверняка старатели рассчитывали найти ценный клад или украшения – не вышло. Однако «копари», «прозвонившие» металлоискателями окрестности Королевской Слободы, пожалуй, самые безобидные из всех поисковиков-нелегалов. Намного страшнее, если люди целенаправленно ищут оружие и боеприпасы военных лет.

Кто ищет, тот найдет?
Всего лет 10 назад проблема «черного копательства» стояла в Беларуси гораздо острее. В том числе и для Светлогорска. Сегодня, по данным Светлогорского РОВД, значится всего 17 человек, которые занимались раскопками мест боевых действий и были осуждены. Некоторые из них уже отошли от дела. «В неформальном разговоре один из «черных» поисковиков рассказал, что найденное оружие и предметы обмундирования находятся в очень ветхом состоянии и никакой ценности не представляют», – сообщил корреспонденту «БЧ» старший инспектор по разрешительной работе Светлогорского РОВД Михаил Савенко.

По другим источникам, в том же Светлогорском районе орудуют около 30 «черных» копателей: ищут предметы военного быта, атрибутику времен Великой Отечественной. «Обычно люди занимаются этим с детства. Некоторые из них, подорвавшись на боеснарядах, стали инвалидами. Однако отдельных «умников» даже это не удерживает от продолжения поисков, – рассказывает собеседник. – В этой среде считается большим успехом найти солдатский комплект, состоящий из вилки, ложки и ножа. На черном рынке за него дадут 300 долларов». Ценится холодное оружие – немецкие кортики и штык-ножи. Легко продать и хорошо сохранившуюся немецкую каску. Особо ценная находка – нательные жетоны солдат вермахта.

Периодически в местной газете в разделе частных объявлений можно прочитать и такое: «Куплю бюст Ленина» или «Куплю бюст Дзержинского». За этим объявлением-паролем скрывается один из скупщиков военных находок. Куда потом ведут следы? Негласной столицей черного рынка, на котором продаются и покупаются раритеты времен Второй мировой, считается Санкт-Петербург. В жаргоне копателей у северной российской столицы даже есть свое название – «Хабар-сити».

Почему же «черных» археологов интересует именно немецкая атрибутика? По одной из версий, фашистское обмундирование и холодное оружие изготавливалось из более качественного материала и до наших дней сохранилось в неплохом состоянии. К примеру, если немецкий штык-нож, пролежавший в земле, может отлично сохраниться, то от советского останется лишь металлический прутик не толще стержня шариковой ручки. По другой версии, фанатичная погоня за фашистской атрибутикой сродни моральному извращению: чем уродливее и страшнее история, тем выше к ней интерес.

Есть спрос – будет и предложение
Специалисты делят «черных» копателей на две категории: тех, кто ищет реликвии на продажу в частные коллекции или для себя, и тех, кто целенаправленно копает оружие и боеприпасы. К слову, некоторые образцы оружия отдельные кулибины умудряются реставрировать и продавать в частные коллекции. Но это уже, как говорится, статья Уголовного кодекса – незаконные действия с огнестрельным оружием. С боеприпасами все обстоит еще интереснее. 1 октября 1997 года в Могилеве в подъезде своего дома был взорван председатель Комитета госконтроля Могилевской области Евгений Миколуцкий. В состав самодельного взрывного устройства входил немецкий снаряд времен Второй мировой. По всей видимости, и здесь не обошлось без «черных» копателей. Интерес криминала к находкам поисковиков стимулируется и строгостью Закона Республики Беларусь «Об оружии»: он устанавливает, что физическим лицам запрещается иметь в собственности боевое оружие, за исключением наградного, а также взрывчатые вещества.

Спрос на боеприпасы многолетней давности в криминальной среде был, есть и будет. А раз так, значит, всегда найдутся люди, готовые его удовлетворить. Правда, выполняя заказ, старатели нередко в прямом смысле слова рискуют жизнью. Ведь по прошествии лет взрывчатые вещества меняют химические свойства и могут вести себя непредсказуемо. А были случаи, когда копатели устраивали схроны найденных боеприпасов и оружия в гаражах, подвалах жилых домов и даже школ.

Тем не менее привлечь человека к ответственности только за то, что он ходит по лесу с саперной лопаткой или копает яму на опушке леса, невозможно. Поймать копателя за руку проще в момент продажи находок. Если речь идет о сбыте огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, копателю по статье 295 Уголовного кодекса «Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» грозит срок до 7 лет лишения свободы с конфискацией или без нее.

Портрет без прикрас
И все же нажива на артефактах и оружии – не единственная причина, по которой копатели покупают дорогое поисковое обмундирование, дни напролет просиживают в библиотеках, изучая книги по военной истории, прочесывают леса, перелопачивают кубометры земли... Страсть «копаря» – сродни страсти к охоте или рыбалке. К тому же вокруг этого странного хобби уже давно создан особый ореол – ореол таинственности, приключений и полулегальной романтики.

Типичный образ белорусского «черного» следопыта – это мужчина в возрасте 30–40 лет, чаще всего образованный, имеющий хорошо оплачиваемую работу. Так что «копательство» для него – скорее хобби выходного дня. «Черные» археологи, интересующиеся реликвиями и раритетами, обычно действуют в одиночку. Зато искатели оружия чаще отправляются на поиски небольшими группами.

В Беларуси самыми урожайными для «черного копательства» считаются Витебская, Могилевская и Гомельская области. Именно в этих регионах во время войны шли затяжные бои. По данным центра информации и общественных связей КГБ, например, всего за одну неделю апреля на Могилевщине в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники Управления КГБ по Могилевской области изъяли и уничтожили 16 минометных мин, 27 артиллерийских снарядов и 27 гранат. Всего же с начала 2009 го- да органами госбезопасности изъято 40 единиц огнестрельного оружия, 362 артиллерийских снаряда и значительное количество боеприпасов.

Говорят, что войну нельзя считать оконченной до тех пор, пока не захоронен последний солдат и не обезврежен последний боеснаряд. А пока... Каждый, кто разрывает могилы в поисках нагрудных знаков, оставляя на месте раскопок разбросанные кости бойцов, плюет в душу и ветеранам, и всем потерявшим в войну родных и близких.

Екатерина КУЛЕШ
3_1.jpg
3_1.jpg (30.55 КБ) 17685 просмотров
kulesh@belchas.by
http://www.belchas.by/index.php?date=15 ... 1%F2%FF%F5
Ответить