Вернуть имена героев из небытия

Читаем и обсуждаем публикации о коллекционерах, кладоискателях и охране историко-культурного наследия.

Модератор: Захар

Ответить
Wiktor
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Сб ноя 18, 2006 11:34 am

Вернуть имена героев из небытия

Сообщение Wiktor »

Вернуть имена героев из небытия

Кровопролитные войны оставили на белорусской земле страшные отметины в виде многочисленных захоронений защитников Отечества. Не все их имена известны потомкам даже теперь, спустя 65 лет после освобождения Беларуси.Найти и увековечить память героев – такова главная задача воинского формирования, где побывали корреспонденты «НС».
big.jpg
52-й отдельный специализированный поисковый батальон был создан в 1995 году на основании Указа Президента «Об улучшении работы по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн в Республике Беларусь». До 2002 года управление и одна рота батальона дислоцировались в Минске, а еще две роты находились в Витебске и Гродно. Затем батальон был переведен на двухротный состав с дислокацией в Минске. А в 2003-м это воинское подразделение передислоцировано на Витебщину, в военный городок Заслоново Лепельского района.
За время существования батальона отработано 1508 мест захоронений, найдены останки 25403 человек, установлено 1129 имен.
* * *
Сезон полевых поисковых работ начинается в мае и заканчивается в октябре. Накануне на основе информации граждан, достоверность которой подтверждается местными властями, формируется предварительный план поисковых работ. Если захоронение ранее не было известно, то первым выезжает рекогносцировочный поисковый расчет, который проверяет полученную информацию, опрашивает свидетелей далеких событий, определяет характер захоронения. Если оно небольшое, то разведчики справляются своими силами.
Все военнослужащие батальона в постоянных разъездах. В прошлом году было отработано 176 объектов, найдены останки 4971 человека.
– Сложность работы по поиску останков зависит от достоверности информации, – считает командир взвода прапорщик Александр Климович. – Один из самых важных и ответственных моментов – работа с документами: оформление поискового дела, составление актов, передача находок в военкоматы.
* * *
По словам заместителя командира батальона по идеологической работе майора Василия Шинкевича, здесь служат ребята, призванные Витебским и Полоцким военкоматами. Во время призывной кампании представители части выезжают в военкоматы: изучают личные дела юношей, проводят с ними собеседование. В основном отбирают призывников по морально-деловым качествам, физическим данным. Предпочтение отдается тем, кто на гражданке имел опыт работы в лесном хозяйстве, был как-то связан с землеустройством или интересуется историей своей страны. А в целом у солдата должно быть главное качество – добросовестность.
Например, рядовой Александр Кадол из деревни Присушино Витебского района до армии выучился в Полоцке на мастера лесного хозяйства. Говорит, что полученные знания помогают в полевых поисковых работах. После службы планирует трудиться по специальности, тем более что и армейский опыт пригодится.
Из каждого призыва, а это 25-30 солдат, 1-2 человека изъявляют желание продолжить службу по контракту. Берут самых достойных, предварительно оценивая кандидатов.
Младший сержант Евгений Селявский из Полоцкого района уволился со срочной в январе 2008 года. Решил продолжить службу по контракту, потому что «привык к армии, к тому же и родительский дом близко». Сейчас Е. Селявский получил комнату в общежитии. Мы поинтересовались у младшего сержанта суммой денежного довольствия.
– Достойная, – по-военному строго ответил Евгений.
* * *
Из года в год совершенствуется материальная база части. Кроме современных металлоискателей и металлодетекторов, военные поисковики укомплектованы цифровыми видеокамерами, фотоаппаратами, диктофонами. Есть и GPS-навигаторы, с помощью которых обнаруженное захоронение через спутник вносится в систему координат. За эти годы накопилась и методическая литература.
– Когда я служил срочную, у нас не было полноценного учебного процесса по поисковому делу, – говорит командир рекогносцировочной поисковой группы прапорщик Александр Кременевский. – Сейчас после завершения поискового сезона офицеры и прапорщики выполняют индивидуальное задание, где разрабатывают определенную тему, делятся опытом из своей практики. На их основе формируются собственные методические пособия, которые используются при обучении личного состава.
В зимний период обучение ведется почти по двум десяткам предметов. Солдаты батальона углубленно проходят военно-медицинскую подготовку, так как работают с останками и должны хорошо знать анатомию человека. Но в первую очередь их обучают саперному делу, потому что неизвестно, какие тайны хранит земля. Кстати, военнослужащими батальона обнаружено и обезврежено 3127 взрывоопасных предметов.
При проведении раскопок снаряжение поисковых подразделений состоит из металлоискателя, металлодетектора, бура, лопат, совочков, кисточек, перчаток, марлевых повязок.
* * *
В батальоне есть своя военная тайна – план поисковых работ на предстоящий сезон. Этот документ интересен и для так называемых черных копателей. С их «следами» военнослужащие батальона сталкиваются постоянно. Например, идет грибник по лесу, находит человеческие кости у свежевырытой ямы и сообщает в военкомат… Человеческие останки не интересуют черных копателей, они специализируются на поиске реликвий (наград, амуниции, оружия) или боеприпасов, что уже само по себе несет угрозу обществу. У них современное снаряжение, кроме того, умеют работать с архивными документами. Если на месте захоронения эти лже-поисковики нашли все награды и медальоны, то возможность установить личности погибших теряется навсегда.
В последнее время черные копатели проявляют интерес к захоронениям Первой мировой войны. Например, в Сморгони (Гродненская область) ими была осквернена могила уроженца Вильно, однополчанина известного писателя Михаила Зощенко, штабс-капитана Андрея Лагунова, который, как свидетельствует архивный документ, «…9-го июля 1917 г. в бою у Новоспасского леса, находясь в качестве добровольца в штурмовой роте 6-го Сибирского стрелкового полка, первым ворвался в окопы противника и, увлекая за собой солдат даже соседних частей, взял несколько линий неприятельских окопов; несмотря на двукратное ранение, захватил с горстью храбрецов 4-орудийную батарею, открыл из нее огонь по тылу противника, стреляя сам из одного орудия и продолжая свое святое дело, пал сраженным неприятельским снарядом, запечатлев своею смертью свой доблестный подвиг».
* * *
Первоочередная задача батальона – поиск захоронений соотечественников времен Великой Отечественной и Первой мировой войн. В Министерство обороны Беларуси часто обращаются и представители иностранных государств с просьбой помочь в поиске захоронений их военнослужащих, погибших на территории нашей страны.
Безусловно, наибольшее количество обращений поступает от Народного союза Германии. Например, в 2007-2008 годах группа солдат батальона вела раскопки в Бешенковичах, недалеко от одной из достопримечательностей райцентра – дуба Наполеона. Останки немецких военнослужащих, воевавших против нас в Первую и Вторую мировые, перезахоранивают на специальных кладбищах в Брестской и Могилевской областях.
В расположении батальона на стендах можно увидеть десятки наград, подарков, благодарностей за сотрудничество от дипломатических миссий и общественных организаций Германии, Франции, Польши, России, Казахстана, Таджикистана.
В мае 2008 года батальон вел раскопки на окраине Борисова, найдены останки 108 солдат наполеоновской армии. В июле при содействии поискового отряда «Уралец» из российского Челябинска в Кобрине (Брестская область) были эксгумированы останки 78 жертв Великой Отечественной войны. В августе в Кобринском районе батальон работал на обнаруженных захоронениях польских солдат и полицейских, погибших в бою с немцами в 1939 году. Командир взвода 2-й роты капитан Павел Галецкий отмечает нехарактерную деталь: все погибшие были погребены с оружием и в полной амуниции – с рюкзаками, ремнями, касками. Останки погибших были перезахоронены с почестями. Рядом с почетным караулом польской армии и полиции стояли и белорусские воины-поисковики.
* * *
В последние годы увеличилось количество экстренных вызовов военнослужащих поискового батальона: при расширении автомобильных дорог и строительстве новых объектов рабочие часто обнаруживают останки людей.
Вот несколько недавних примеров.
В Гродно при строительстве найдены останки сотен советских военнопленных. По медальонам и архивным данным большинство имен установлено.
В Витебске в ходе строительства нового корпуса медуниверситета обнаружены останки бойцов Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Имена и время гибели пока установить не удалось.
При расширении дороги Минск – Витебск под Логойском обнаружены останки трех солдат пулеметного расчета. По медальонам установлены личности погибших – уроженцев Смоленской и Московской областей. Дочь одного из советских бойцов приезжала на место гибели отца. Родственники также посетили и расположение батальона в Заслоново, подарили музею части фотографию героя.
Обычно найденные останки по решению военкоматов подзахоранивают в братские могилы в населенных пунктах либо на воинских кладбищах.
Несколько лет назад был случай, когда обнаруженные останки героя-белоруса родственники забрали и перезахоронили на родине. Но так бывает очень редко из-за невозможности со стопроцентной точностью определить принадлежность останков.
* * *
В штате батальона работают четыре профессиональных археолога из числа гражданского персонала. В их обязанности входит подбор материалов, подготовка личного состава по военно-исторической и поисковой тематике, археологический контроль при проведении полевых поисковых работ, определение и датирование находок.
Археолог Андрей Каркотко в свое время тоже проходил срочную военную службу в батальоне. До армии уже имел высшее историческое образование.
– Интерес к истории у меня с детства, – говорит Андрей. – Родом я из Минской области, с тех мест, где проходила так называемая линия Гинденбурга. Работая с родителями на даче, часто находил в земле гильзы, датированные 1914-1917 годами.
К слову, фрагменты оборонительной системы германской армии времен Первой мировой войны сохранились и на Витебщине, в частности в Поставском районе. А инициатор ее возведения спустя годы был причастен к самому трагическому повороту мировой истории. Именно генерал-фельдмаршал Гинденбург, будучи президентом Германии, в 1933 году поручил Гитлеру сформировать правительство.
* * *
При батальоне создан центр поисковой работы. Это своеобразный музей, где собраны экспонаты, найденные во время раскопок.
Здесь представлены награды, оружие, амуниция солдат советской, царской, германской, польской армий. О многом может рассказать пробитый осколком бронежилет сапера-красноармейца, простреленные страницы Библии на литовском языке, погоны подпрапорщика 4-й авиационной роты царской армии и… даже стеклянная баночка из-под крема «Nivea».
На экскурсии сюда часто приходят школьники Лепельского района.
* * *
Военнослужащие батальона активно участвуют в спортивной и культурной жизни Лепельщины. Например, в прошлом году команда батальона заняла второе место в районных соревнованиях по мини-футболу. Причем в составе команды были только солдаты-срочники.
Не чуждо солдатам и творчество. В этом году рядовой Витовт Жерносек вышел в финал районного конкурса «Песни юности наших отцов». Исполнял «Yesterday» легендарных «Beatles» и песняровскую «Белоруссию». Витовт служит в рекогносцировочной поисковой группе, имеет военную специальность сапер-радиотелефонист. До армии артистическое мастерство постигал в народном театре Новополоцка. Кстати, мама Витовта – известный литератор Ирина Жерносек.
* * *
По словам Андрея Каркотко, установление личности погибшего защитника Отечества – самый длительный процесс, который не всегда гарантирует успех. Во-первых, записи на вкладышах солдатского медальона часто не сохраняются. Во-вторых, у солдат было суеверие: если заполнишь вкладыш медальона, то тебя обязательно убьют.
По обнаруженной награде времен Великой Отечественной войны в 99 случаях из ста личность погибшего устанавливается. Сложнее с наградами Первой мировой войны. Значительная часть наградных списков не сохранилась, а из тех, что есть, далеко не все систематизированы.
Но бывают и редкие удачи. В Вилейском районе (Минская область) в одном из захоронений был найден Георгиевский крест, по которому установили личности сразу 30 (!) человек. В Российском военно-историческом архиве был обнаружен документ, где сообщалось, что георгиевский кавалер скончался в госпитале от ран и в этот день вместе с ним погибли еще 29 человек (фамилии перечислялись).
В 2008 году возвращены имена 421 солдату и офицеру Первой мировой и Великой Отечественной войн. Поиск героев продолжается!
Сергей Кавалевский, фото Антона Степанищева, «НС», и из архива батальона.

21 марта 2009.
http://nspaper.info/2009/03/21/print:pa ... ytija.html
Ответить