Утечка ценностей

Читаем и обсуждаем публикации о коллекционерах, кладоискателях и охране историко-культурного наследия.

Модератор: Захар

Ответить
Wiktor
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Сб ноя 18, 2006 11:34 am

Утечка ценностей

Сообщение Wiktor »

Утечка ценностей
В частных коллекциях оседает немало раритетов, о существовании которых музейные специалисты не подозревают

Старинное немецкое зеркало высотой под 3 метра недавно приобрел дворец Румянцевых — Паскевичей за 18 тысяч долларов. Деньги на покупку выделил облисполком. Генеральный директор Гомельского дворцово–паркового ансамбля Олег Рыжков уверен, что «оно того стоило». Вторая половина XIX века, дуб, гипс, мрамор, резьба, лепнина, позолота... Можно только предполагать, откуда оно взялось. Скорее всего, трофейное, привезено в Беларусь после войны...

Предыдущего владельца музейщики не называют — пожелал остаться неизвестным. Известно лишь, что он из Минска, распродавал имущество перед выездом за границу.

Как правило, убедить частных коллекционеров расстаться с ценными экспонатами крайне непросто, даже за деньги. Между тем Рыжков уверен: в домах гомельчан сегодня хранятся предметы, некогда принадлежавшие Румянцевым и Паскевичам. Плохо то, что конкретные адреса музейщикам неизвестны, а значит, отслеживать судьбу ценностей невозможно. Хоть ты собственного детектива нанимай... «Возможно, некоторых отпугивает сложность процедуры, — говорит Рыжков. — Ведь сначала надо провести экспертизу, убедиться в ценности предмета. Не исключено, что кто–то опасается вопросов о том, как эта вещь к нему попала — обстоятельства–то разные были...»

Бывает, впрочем, коллекционеры и отдают в музеи предметы старины буквально безвозмездно. На днях, на Крещение, гомельчанка Елена Бересневич принесла во дворец сахарницу, предположительно XIX век. Да и подарила по случаю праздника. А такой предмет как раз мог находиться во дворце.

«Увы, в частных коллекциях есть немало бесценных вещей, о существовании которых порой не подозревают даже музейные специалисты, — утверждает директор Национального музея истории и культуры Сергей Вечер. — Скажем, в недавно вышедшей книге Олега Лукашевича и Александра Алексеева «Спадчына Беларусi. Скарбы» некоторые потрясающие вещи из личных собраний были явлены миру впервые. Благодаря этой книге мы узнали об уникальной серебряной шкатулке XVIII века, но переговоры с ее владельцем о покупке для музея ни к чему не привели — не сошлись в цене... Также мало кому известно, что в Беларуси есть полноценный 5–метровый слуцкий пояс, однако частное лицо, которому он принадлежит, эту информацию не афиширует».

В большинстве случаев частные коллекционеры действительно предпочитают «не светиться». По словам Андрея Березина, директора антикварно–аукционного дома «Парагис», оборот подпольного рынка антиквариата в Беларуси составляет 200 миллионов долларов ежегодно. В России — уже 4 миллиарда. А в мире «черные антиквары» каждый год «наваривают» до 440 миллиардов долларов...

Два года назад по поручению Комитета госконтроля впервые была проведена ревизия белорусских музеев. В результате выяснилось, что из музейных фондов бесследно исчезли почти 3 (!) тысячи экспонатов. По каждому случаю прокуратура провела соответствующее расследование — оказалось, что часть ценностей ошибочно внесли в книги регистрации дважды. Однако большинство исчезнувших реликвий (в основном — ордена и медали, содержащие драгметаллы) все–таки было украдено, причем еще в 50 — 60–е годы прошлого века. Вряд ли стоит надеяться, что их удастся вернуть назад в музеи. Маловероятно и то, что они еще «всплывут» на аукционах... В нынешнем году госконтроль снова намерен проверить сохранность музейных фондов.

Тем временем на один из своих ближайших аукционов дом «Парагис» готов выставить поистине сенсационный лот — ожерелье XII века, которое, как предполагает его владелец, могло принадлежать Евфросинии Полоцкой. Министерство культуры относится к этой информации скептически, утверждая, что научно подтвержденных сведений о том, что такое ожерелье существовало, нет. Однако «Парагис» собирается провести дополнительную экспертизу и даже готов идти на сотрудничество с государственными экспертами.

Конечно, сложно представить, что монахиня стала бы носить это роскошное украшение с каменьями, состоящее из цепи золотых пластин, сплавленных с серебряными. Но даже если к Евфросинии Полоцкой ожерелье не имеет никакого отношения и имя ее здесь лишь рекламный трюк, все равно такая антикварная редкость заслуживает своего места в музее. Как и условный «пояс Витовта», украсивший коллекцию Национального музея истории и культуры...

Скепсис специалистов, конечно, понятен — как утверждает в одной из своих последних публикаций журнал The Forbs, арт–рынок сейчас как никогда прежде переполнен поддельными работами современных умельцев. Как установили недавно специалисты, даже картина Айвазовского, подаренная недавно Владимиру Путину, оказалась фальшивкой... Однако спектральный анализ, проведенный Институтом физики Национальной академии наук, подтвердил, что химический состав «ожерелья Евфросинии» соответствует XII веку. И как минимум еще одно можно утверждать с уверенностью: предмет, «засветившийся» на белорусском аукционе, подпольно за пределы Беларуси уже не вывезут.

Кстати
29 января Национальный музей истории и культуры выставит на всеобщее обозрение большую часть своих приобретений за последние два года. В том числе — знаменитую Радзивилловскую карту XVII века, купленную у частного коллекционера полтора месяца назад. Приобрести эту карту помог один из коммерческих банков, на дальнейшее сотрудничество с которым музейщики очень рассчитывают. Список ценностей, находящихся в личной собственности у коллекционеров, весьма внушителен, однако многие из раритетов их хозяева все–таки готовы продать. В перечне таких артефактов на продажу, которыми Национальный музей истории и культуры мечтал бы пополнить свою коллекцию, — не один десяток уникальных предметов. Банк остановил свой выбор на карте ВКЛ... Еще одно из впечатляющих приобретений последнего времени — орнат (убранство католических священников), отделанный слуцким поясом, — музей купил у частного владельца за деньги, собранные с помощью других спонсоров. На выставке этому раритету также будет отведено одно из самых почетных мест. Всего же за два года фонды музея приросли тремя тысячами новых экспонатов, значительную часть из которых сохранили коллекционеры.

Авторы публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ, Андрей НОВИКОВ

http://www.sb.by/print/post/80005/
Дата публикации: 24.01.2009
Ответить