Приключения золотого пояса

Читаем и обсуждаем публикации о коллекционерах, кладоискателях и охране историко-культурного наследия.

Модератор: Захар

Ответить
Wiktor
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Сб ноя 18, 2006 11:34 am

Приключения золотого пояса

Сообщение Wiktor »

Приключения золотого пояса
Купленный за бесценок почти десять лет назад частной фирмой золоченый пояс XV века должен храниться в одном из национальных музеев, считает профессор БГУ, известный нумизмат Валентин Рябцевич. Квалифицируя находку как реликвию всемирного значения, В.Рябцевич настаивает на том, что деньги, официально уплаченные за нее (5 тысяч долларов), просто смешны, ибо реальная стоимость пояса - не менее 80 тысяч. Такую оценку дал эксперт петербургского Государственного Эрмитажа, ведущий сотрудник отдела Востока Марк Кромаровский. Питерский ученый, специалист в области торевтики (искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла), консультирующий известный аукцион "Сотбис", допускает, что пояс мог подарить литовскому господарю основатель Крымского ханства Хаджи-Гирей, посетивший Витовта с посольством в Менске 15 августа 1428 года.

Явление и "пропажа" сокровища

Конец 1994 года. Отставной военный из Крупок Александр Грибов приносит пояс в Национальный музей истории и культуры, надеясь сбыть его за 3.000 долларов. Но музей оказывается не в состоянии приобрести впечатляющий своей роскошью предмет. "Не было денег", - с сожалением констатировал бывший директор НМИК Иван Загрышев. Далее о потрясающей находке становится известно Государственной инспекции по охране историко-культурного наследия (принятая в то время белорусская аббревиатура "ДзIнАС"). Почти сразу поясом начинают заниматься органы госбезопасности. У коллекционера сокровище на время следствия изымают. "ДзIнАС" включает пояс в Государственный список историко-культурного наследия (ГСИКН) первой категории. Вскоре, однако, собственность возвращается владельцу, тот снова обращается в инспекцию. Просит выкупить у него пояс, запрашивая лишь четверть суммы от определенной комиссией цифры, то есть около 20 тысяч долларов.

- Тогда я предложил приобрести ценность для музейного фонда страны министру культуры и печати Анатолию Бутевичу, - вспоминает бывший глава "ДзIнАС" Дмитрий Бубновский. - Шли месяцы, но вопрос не решался. А.Бутевич, насколько мне известно, обращался в Кабинет Министров, однако денег не получил. Отказались от покупки и в Национальном банке.

А.Бутевич уточняет: "Минкульт оказался в затруднительном положении. При сформированном бюджете "лишних" денег в середине года брать было неоткуда".

В Нацбанке пояснили, что в то время у них не было законодательной базы, предусматривавшей возможность приобретения пояса. Банк не имел своего музея и мог рассматривать эту вещь только как предмет из ценных металлов, а с этой стороны она большого интереса не представляла.

Пояс (если он не часть клада) по закону мог быть продан любому юридическому или физическому лицу на территории Республики Беларусь с условием подписания и исполнения им "Охранного обязательства", без права вывоза на постоянное хранение за пределы страны. То есть если государство не приобретало ценность, владелец мог предложить свое имущество другому юридическому или физическому лицу Беларуси. При обнаружении доказательств происхождения вещи из клада она незамедлительно была бы передана в музей, а владельцу выплачена четверть стоимости находки. Сам А.Грибов утверждал, что приобрел пояс у коллекционера в ДК железнодорожников и даже приводил в "ДзIнАС" свидетелей.

Д.Бубновский, по его словам, не имел убедительных доказательств принадлежности пояса к кладу, а значит, не мог запретить сделку с частным юридическим лицом.

Постфактум некоторые специалисты сегодня заявляют: мол, следовало привлечь к делу опытных юристов и разобраться, действительно ли владелец пояса приобрел его или это все же часть клада. Тем более у многих в то время создавалось впечатление, что "коллекционер" - всего лишь подставное лицо. Но пояс уже попал в "Союзтехсервис"...

Кстати, предприниматели уверяют, что предлагали передать купленный предмет на постоянное хранение в музей. По условию "Охранного обязательства" после приобретения ценности с 23 июля 1995 до 31 декабря 1997 года пояс находился в музее. Но фактически он там лежал до 3 марта 1998-го. А в середине 1999 года новый директор музея Захар Шибеко повторно отказал фирме в возобновлении договора о хранении пояса, мотивируя это в том числе тем, что в штате нет специалистов, способных заняться его изучением.

Чуть ранее выставлялись иные аргументы против "аренды". "Если пояс не музейный и не государственный, а только хранившийся у нас, как в ломбарде, то какой был смысл нам оставлять на себе ношу ответственности за него?" - высказал свою точку зрения бывший директор музея И.Загрышев. Главный хранитель фондов музея Нина Коломейцева заметила: "Мы не могли пойти на условия фирмы, которая предлагала фактически положить вещь в сейф". Такое ощущение - музейщики просто ревновали.

НМИК еще предлагал "Союзтехсервису" выплатить 40 долларов залога и еще по одному за каждый день новой аренды, но на это не пошли бизнесмены. Они просто купили для своего сокровища собственный сейф. Отказавшись от идеи продлить срок хранения вещи до 2000 года...

Директор УП "Группа СТС" ("Союзтехсервис") Олег Климович до сих пор сожалеет о том, что у него не получилось договориться с музейщиками. По его словам, в будущем государство могло бы при взаимной договоренности выкупить у фирмы пояс. "Если проблема станет в подобном ракурсе, то главным будет вопрос цены", - считает он.

Куда ведут "золотые нити"?

До сих пор остается интригой тайна принадлежности пояса. Действительно ли его носил сам Витовт Великий? По словам В.Рябцевича, обнаружен он в селении с весьма показательным названием - Литва Молодечненского района. По мнению некоторых ученых, такие названия имели места, где проживали "лейти" - особое сословие служилых людей при великом князе. Однако, возможно, его носил кто-нибудь из осевших при Витовте на наших землях татар.

Одна из версий, в свое время поддержанная специалистами КГБ, тянет нити пояса в Раков. Интригующий поворот, учитывая, что в межвоенное время это западнобелорусское приграничное местечко славилось как база контрабандистов.

Сам В.Рябцевич настаивает на "литовской" версии. Если верить ученому, место находки ему подсказал человек, пожелавший сохранить инкогнито. Он и отвез нумизмата вместе с его коллегами археологами Олегом Иовом и Александром Егорейченко к яме...

- В ней был клад, - делится результатами своих изысканий В.Рябцевич. - Его обнаружили местные мужики во время полевых работ. Потом появился тот, кто присвоил себе находку. Мы провели археологические исследования и нашли недостающие фрагменты пояса да, кроме того, несколько монет. Происходят они из недавно объявившегося клада пражских грошей, чеканившихся между 1378 и 1419 годами. Состоящий более чем из 6.000 монет, это крупнейший "скарб" на территории всего бывшего Великого княжества Литовского.

Правда, другие нумизматы уверяют, что пояс и клад пражских грошей не связаны между собой. Возможно, найденные ученым в яме монеты происходят из калиты - кошелька, привешенного к поясу, но не сохранившегося в земле. А крупнейший в Восточной Европе "скарб" на самом деле родом из находящегося в 18 - 19 км от деревни Литва селения Полочаны, расположенного у станции Литва. И обнаружены тысячи пражских грошей не в яме, а будто в фундаменте старого дома...

На сегодняшний день главное другое. Пояс не за границей, а в Минске. Он внесен в Государственный список историко-культурного наследия по разделу "Движимые историко-культурные ценности" под номером 3 и не может быть вывезен за пределы страны. Причем фирма-владелец несет ответственность за пропажу или порчу сокровища. Однако скептики вспоминают, как в прошлом году из сейфа Лиозненского РОВД пропал временно хранившийся там клад литовских монет XVI века, причем до сих пор никто не понес ответственности (?!) за исчезновение ценности (см. статью Сергея Кожуха "Куда исчез клад?" в "СБ" за 27 декабря 2003 г.).

А может, все-таки прав В.Рябцевич, убеждая, что реликвия должна экспонироваться в самом лучшем зале одного из национальных музеев, а не лежать в сейфе? Последние известия на этот счет обнадеживают. Директор УП "Группа СТС" уже сегодня готов организовать "выставку одного предмета" в любом из музеев и даже передать пояс в постоянную экспозицию. Договорятся ли в конце концов предприниматели и музейщики?

P.S. Сотрудники департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры тем временем проверили, как хранится пояс в УП "Группа СТС". "4 марта, после появления тревожных сигналов в прессе, я лично осмотрел ценность, своими руками перебрал все пластины. Условия хранения пояса соблюдаются полностью, причин тревожиться нет", - успокоил замглавы департамента Василий Черник. То же засвидетельствовали, о чем убедительно говорят сделанные фотографии, и корреспонденты "СБ".

Автор публикации: Виктор КОРБУТ

http://www.sb.by/print/post/35232/
Дата публикации: 20.03.2004
Ответить