Креста на них нет

Читаем и обсуждаем публикации о коллекционерах, кладоискателях и охране историко-культурного наследия.

Модератор: Захар

Ответить
Wiktor
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Сб ноя 18, 2006 11:34 am

Креста на них нет

Сообщение Wiktor »

Креста на них нет
Кладбищенские воры похищают памятники, ограды и даже гранитную крошку

В то воскресное утро Анна Васильева пришла на кладбище — на могилу к мужу. И чуть не потеряла сознание. С могильного холмика исчезла надгробная плита. «Слезы пожилой женщины мне просто обожгли сердце, — вспоминает старший оперуполномоченный уголовного розыска Минского РОВД Алексей Ермак, выезжавший на место воскресного происшествия. — Вдова год копила деньги, чтобы обустроить могилу. А кто–то бессовестно нажился на чужом горе».

Семьдесят сребреников

В одной из деревень Минской области случилась почти мистическая история. Местная ребятня надоумила товарища пойти ночью на кладбище и притащить оттуда могильный крест. Парень ушел и как в воду канул. А наутро его на том самом кресте и нашли. Холодным. Медики констатировали: разрыв сердца.

Антон Верницкий и Аркадий Куцевич об этом поучительном случае явно ничего не слышали. Иначе бы вряд ли решились глумиться над памятью ушедших. Эта парочка оставила грязный след от шин своих «Жигулей» на многих сельских погостах Минщины. Днем молодые люди внимательно рассматривали могилы, словно искали кого–то, кто покоился под одной из надгробных плит. Побродив среди усопших, незнакомцы удалялись, так и не задержавшись ни у одного из надгробий. А ближайшей ночью с могилок исчезали ограды.

Оперативники перевернули в пунктах приема металла тонны лома, но ничего похожего на кладбищенские атрибуты не обнаружили. Таинственные воры нигде не засветились. Могло показаться, что разорителям могил помогает сам дьявол. Надежды поймать за руку «гастролеров» уже почти не осталось, когда неожиданно в милицию поступил сигнал от одного из приемщиков, которому показалось странным предложение двух парней купить оптом крупную партию труб из нержавейки. За подозреваемыми — жителями Логойска — установили наблюдение. Как выяснилось, не зря. В гараже одного из них размещалось целое перерабатывающее производство. С помощью домкрата умельцы превращали завитки могильных решеток в прямые линии. И сдавали их по 70 центов за килограмм.

Следствию удалось доказать причастность подельников почти к 60 кражам. Суд, взвесив изъятые сыщиками «стальные» доказательства, назначил соучастникам соответствующее наказание: 9 лет лишения свободы.

В управлении уголовного розыска УВД Миноблисполкома с начала года зафиксировано более 220 кладбищенских происшествий. Но виновные установлены лишь в трети случаев. Большинство «могильных» преступлений совершается под покровом ночи на глухих деревенских кладбищах. Ни следов, ни свидетелей. Цинизм кладбищенских воров поражает. Тянут все подряд: от бронзовых бюстов до гранитной крошки.

Художник по камню

Судя по активности злоумышленников, «могильный» гранит — товар на «черном» рынке такой же ходовой, как и «кладбищенский» металл. В последнее время, поделился оперативной информацией старший оперуполномоченный управления уголовного розыска областного УВД Андрей Смирнов, за дорогим камнем — целое паломничество. С помощью специальной обработки выводят надписи, а шероховатости ликвидируют шлифовкой. В результате надгробные плиты и памятники обезличиваются и их снова продают. Специалисты утверждают, что подобные манипуляции под силу лишь опытным гранитчикам. Дилетант с такой сложной задачей не справится. Значит, концы следует искать среди самих художников по камню.

Впрочем, некоторые идут еще дальше, а точнее — глубже. Есть особая порода мародеров, оскверняющих не только камень, но и человеческие останки, —так называемые «черные копатели». В прессе широко обсуждалась леденящая кровь история о бесцеремонном вмешательстве неизвестных землекопов в священную тайну древних курганов под Заславлем. Очевидно, здесь орудовали не беспросветные неучи, а люди, имеющие некое представление об истории края. «Археологам»–самозванцам явно было известно, что на месте их бесчинств находилось поселение наших далеких предков. Даже малюсенький черепок из столь давнего прошлого сегодня представляет огромную историческую ценность. Впрочем, у могильных «кротов», уничтожающих историю кирками и лопатами, интерес не научный, а сугубо коммерческий. Тем они и вредны.

Сам себе могильщик

От рук юных вандалов кладбища страдают не меньше, чем от великовозрастных воров. Порчей чужого имущества в столь неподходящих для игрищ местах недоросли обычно развлекаются ради забавы. От сюжетов этих забав, описанных в милицейских протоколах, просто волосы встают дыбом. Так, две школьницы из Воложинского района решили устроить на местном кладбище импровизированный пленэр. Девчушки с энтузиазмом принялись разрисовывать портреты на памятниках. За этим занятием и были застигнуты односельчанами, сдавшими «художниц» в ближайший опорный пункт правопорядка.

Еще одна категория осквернителей обители скорби и вечного покоя — безутешные родственники. Эта история потрясла весь Любанский район. Оплакав усопшего, родня вновь собралась на кладбище... для эксгумации. Посовещавшись, семейство почившего сочло, что в низине их родственнику будет неуютно. И самовольно перезахоронило тело на пригорке.

Борисовским сыщикам пришлось разбираться в еще более странном деле. В РОВД поступило заявление: «Исчезла могила». В один прекрасный день вместо могильного холмика близкие умершего обнаружили... пустую яму. Оказалось, к этому сельскому детективу причастна семья похороненного рядом человека. Слишком близкое соседство двух могил семейству пришлось не по душе. Недолго думая, домочадцы переместили «чужака» в другое место. Кстати, подобное самоуправство — это преступление, именуемое надругательством над могилой. И куда же подевалась в наше время свойственная сельским жителям строгость в отношениях с потусторонним миром? Не дай Бог в прежние времена потревожить сон мертвых. Считалось, что такому святотатцу не миновать проклятия.

Время темных сил

Нет покоя от лиходеев не только на маленьких, затерявшихся в глубинке, но и на больших кладбищах. «Воруют», — говорит Дмитрий Ключник, исполняющий обязанности заведующего кладбищем «Северное» рядом с Минском. Вверенная Дмитрию Георгиевичу территория занимает 116 гектаров. Въезд и выезд охраняются круглосуточно. Днем тенистые аллеи патрулируют заведующий и трое смотрителей. А вот ночная смена патрульных штатным расписанием не предусмотрена. После захода солнца кладбище фактически во власти темных сил. Не ирреальных, понятное дело, а тех, что из плоти и крови. Вынести краденое, несмотря на пункты контроля, — не проблема. Виной тому плачевное состояние кладбищенского забора.

— Конструкция ограждения несовершенная, — говорит Дмитрий Ключник. — Под тяжестью железобетона проседает грунт и забор местами «врастает» в землю. Администрация кладбища подала заявку на ремонт. Ждем рабочих со дня на день. Но вряд ли эта мера поможет покончить с воровством. Не исключаю, что похищенные ритуальные атрибуты могут и не покидать территорию кладбища, а перемещаются с одной могилы на другую. За каждым метром не уследишь...

Да и за каждым, кто оскверняет память покойного краденым венком или лампадкой с чужой могилы, не уследишь. Как же мертвым защититься от живых?

Автор публикации: Татьяна ЩЕДРЕНОК

http://www.sb.by/print/post/60619/
Дата публикации: 04.09.2007
Ответить