Страница 1 из 1

Базар на кургане

Добавлено: Сб фев 28, 2009 8:06 pm
Wiktor
Базар на кургане
«Черная археология» перечеркивает старания ученых

Практически на любом рынке крупного города страны можно увидеть мужиков с табличками «Куплю и продам предметы старины». Продать им можно все, что угодно. Правда, чаще всего за бесценок. Можно (разумеется, если располагаешь необходимой суммой) и заказать что–нибудь из антиквариата — в доску разобьются, но достанут. При этом себя, понятное дело, не обидят.

«Продам Родину. Недорого»

Не так давно на одном из рынков Могилева в торговых рядах увидел одного такого бизнесмена. На прилавке были разложены значки, ордена и медали, кластеры с монетами. Тут же крутились непонятные личности, жонглирующие словечками типа «реверс» и «аверс» (стороны монеты. — П.М.) вкупе с обозначением номинала нумизматической ценности — в у.е., конечно.

— А Родиной случайно не торгуешь? — спрашиваю «бизнесмена».

— Если бы кто купил — продал бы, — вздыхает тот. И неожиданно начинает откровенничать: — Не те времена сейчас, что были лет 10 назад. Тогда люди несли из дому все имеющиеся ценности, чаще всего не подозревая об их истинной стоимости. Такие вещи можно было найти — загляденье! Что–то себе оставлял. А большую часть вез в Москву и Питер. Даже одна поездка ну очень хорошие деньги приносила...

— Так что, только за счет частных коллекций живешь?

— В основном — да.

— А что–нибудь из курганов можешь найти для меня? — пытаясь разговорить собеседника, прикидываюсь начинающим коллекционером. — Например, женские украшения XI — XII веков. Интересуют витые гривны, височные кольца радимичей...

— Да без проблем, — отвечает «антиквар». — Надо только с нужными людьми поговорить. Через пару недель подходи с деньгами: думаю, заказ будет выполнен.

Дальше весь наш разговор крутился вокруг так называемой «черной археологии». Собеседник оправдывал копателей на все сто процентов — мол, «благодаря этим трудягам на свет Божий появляются великолепные ценности, которые в ожидании официальных археологов могли бы оставаться в земле еще столетиями». Интересная логика. Получается, копателям, варварски уничтожающим те же курганы, надо чуть ли не в пояс поклониться?

— А ты что думал? — такое ощущение, будто мой собеседник мысли читает. — Конечно. Ведь именно во время «копов» (так на профессиональном сленге называются незаконные раскопки. — П.М.) удается найти очень много интересного. Пусть и не все раритеты увидят... Не считаю, что уместно вести речь о разграблении государственных ценностей. Просто жизнь сейчас такая: кто как может, так и вертится.

Вот такой откровенный и, прямо скажем, циничный разговор. Прокомментировать его я попросил заведующего кафедрой археологии и специальных дисциплин истфака Могилевского госуниверситета имени Кулешова, доктора исторических наук Игоря Марзалюка.

«Шанцевый инструмент» по баснословной цене

— Фактически вы увидели верхушку айсберга так называемого черного археологического рынка, — говорит Игорь Александрович. — Можно это признавать, можно не признавать, но от фактов не уйдешь: последние 15 лет в Беларуси прошли под знаком неконтролируемого разрушения памятников археологии. По закону деятельность копателей должна наказываться достаточно строго — до 3 лет лишения свободы. Но еще ни один человек, увы, не ответил за, к примеру, раскопанный курган. В результате вот такой безнаказанности «бизнес на костях» все ширится и ширится. Если году этак в 1991–м поиском занимались в основном одиночки, то сейчас «в поле» работают прекрасно оснащенные группы из 3 — 7 человек. У них есть транспорт, дорогие металлоискатели. Некоторые выезжают на раскопки с оружием. И прекращать свой бизнес не собираются. Потому что здесь крутятся очень большие деньги. Только один пример. Не так давно по заказу российского коллекционера чуть ли не по всей Могилевщине собирались каменные топоры эпохи бронзового века. Скупщики давали за один несколько десятков долларов. И коллекция орудий труда была вывезена в Москву. В антикварной же лавке Парижа такой топор стоит тысячу евро...

По словам Игоря Марзалюка, за последнее время на территории Беларуси во время раскопок «черными археологами» сделаны уникальные находки. Один из копателей, например, хвастался перед археологом найденными во время раскопок городища буллами (грамотами) смоленских епископов XII — XIII веков. Это не просто уникальные памятники письменности, а и бесценный материал для историка. Потому что в документах содержатся имена епископов, о которых даже близко нет упоминания в летописях. Рассказывают, будто во время «копов» находят вещи, обладание которыми без преувеличения могло бы сделать честь любому музею мира. Скажем, серебряные и позолоченные княжеские перстни, так называемые гуннские накладки времен переселения народов. Не так давно в Мстиславском районе нашли три уникальных шлема конца XV века. Два из них попали в музей. А вот третий оказался в частных руках. Один ученый из Минска приехал посмотреть на последнюю из найденных металлических «шапок». Посмотрел и отправился домой. Не успел он доехать до Минска, как ему уже позвонили из Москвы и Питера — «коллег–любителей» интересовали подробности... Когда прошел слух, что в Глусском районе найден золотой дукат, на следующий год на место находки выехала бригада «частников» из Гомельской области. В Минске же произошел вообще варварский случай. Некто нашел целую кольчугу, рукава которой были оторочены золотом. Человек посидел вечер с калькулятором в руках и пришел к выводу: находку выгоднее продавать... частями. «Археолог» разрезал кольчужное полотно на куски и объявил о распродаже...

Учение и труд к наживе ведут

— Все эти копатели — люди очень грамотные, — продолжает Игорь Марзалюк. — Читают соответствующую литературу, превосходно разбираются в истории. В свое время мы выпустили в свет свод памятников археологии. Цель была благородной — защитить курганы, городища от варварского истребления. Но получилось наоборот. Люди прочитали книгу и пошли «бомбить» древние захоронения. Неподалеку от Могилева (точное место называть не буду) есть уникальные курганные могильники X — XII веков. Необычайно богатые — в древности, вероятно, поблизости феодальные дворы были. Один мой коллега опубликовал материалы о раскопках трех курганов. И что получилось? Туда валом повалили «старатели». Весной ездил смотреть — плакать хочется. За шесть лет из ста могильников нетронутыми остались двадцать. В Быховском районе очень большие потери — практически все курганы раскопаны. Поэтому, чтобы хоть как–то приостановить разрушение памятников археологии, я сознательно не публикую данные по четырем районам области, не вошедшие в предыдущий свод. Хотя «черные археологи» приходят и спрашивают, когда будет издана новая брошюра.

Особого разговора заслуживают существующие в стране нумизматические клубы. Когда–то они были местом, где происходил обмен монетами между коллекционерами. Сейчас же клубы фактически превратились в «антикварные лавки» — там идет реализация неучтенных ценностей. В Могилеве, в районе Подникольского монастыря, настоящая Мекка кладоискателей. Каждый год там что–нибудь да находят. Встречаются такие монеты, что, продав несколько штук, человек получает сумму, эквивалентную зарплате преподавателя вуза за год. По слухам, раз в год (ну или в несколько лет) на Подниколье находят клады, содержимое которых до музеев и близко не доходит. Дукаты, гривенники, талеры расходятся между нумизматами. Либо продаются в Россию. Сам видел в Интернете объявление «Куплю клад»...

За курган ответишь?

По самым скромным подсчетам, только в Могилеве за счет «археологии» зарабатывает на жизнь около 30 человек. За сезон каждый из них получает от 3 до 5 тысяч долларов. Аналогичные группы существуют и в других крупных городах. Не надо быть великим математиком, чтобы понять: деятельность копателей не только уничтожает для науки историческое наследие, но и наносит государству весьма ощутимый материальный ущерб. И нужно, пока еще не все утеряно, срочно принимать меры. Только вот какие?

По мнению Игоря Марзалюка (аналогичной точки зрения придерживаются и другие ученые), назрела необходимость создания специальной охранной службы, максимально независимой от власти на местах, — по примеру Государственной инспекции по охране животного и растительного мира при Президенте. Чтобы «черные археологи» знали: выезжая на раскопки, они могут нарваться на весьма серьезные неприятности. Только так удастся сохранить то, что мы еще имеем.

Идея эта, кстати, не так уж и нова. Баллотируясь на второй срок, Владимир Путин заявил о необходимости создания в России «археологической полиции», которая будет призвана положить конец разграблению исторического наследия. Правда, это предложение так и не воплотилось в жизнь...

Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО

http://www.sb.by/print/post/54973/
Дата публикации: 03.11.2006