Деньги наших предков по-прежнему в цена.

Здесь пишем все о нумизматике, о монетах и кладах.

Модератор: Wiktor

Ответить
Wiktor
Сообщения: 275
Зарегистрирован: Сб ноя 18, 2006 11:34 am

Деньги наших предков по-прежнему в цена.

Сообщение Wiktor »

Грош, трояк, дукат, динарий... Первые денежные знаки, ходившие когда-то на территории Беларуси, давно стали достоянием истории. Но и сегодня есть люди, для которых монеты времен Великого княжества Литовского — самые дорогие и ценные. Среди них — коллекционер и один из авторов недавно вышедшей книги «Манеты Беларусі да 1707 года» Александр Криворучко.
Изображение
— Александр, с чего началось ваше увлечение старобелорусскими монетами?
— Первые монеты Великого княжества Литовского (трояк 1562-го и полугрош 1549-го годов) я... выиграл. Была такая малоизвестная сейчас игра «тюшки», и вот один из мальчишек «выставил» монеты, которые откопал на берегу Березины. Я совершенно не представлял, что за выигрыш мне достался, пока — спасибо родителям — не получил в подарок на день рождения прекрасную книгу В.Рябцевича «О чем рассказывают монеты». Меня поразила древность этих денежных знаков и очень понравились изображения на монетах средневековых рыцарей. Я в детстве был просто помешан на рыцарях, у меня даже кличка была «Айвенго». Так и началось это увлечение.
— Насколько распространено сегодня в Беларуси коллекционирование монет?
— Увлекаются этим многие. Но, к сожалению, старобелорусские монеты собирают всего процентов 15 от общего числа коллекционеров, остальных больше привлекают монеты российские. На них есть стабильный спрос (а, значит, вложение средств в это себя оправдывает). Они крупные, эффектные, хорошо описаны — по монетам России, начиная с XIX века, издавалось и издается большое количество каталогов, справочников, исследований, что облегчает жизнь коллекционерам. А тема монет ВКЛ считалась узкой, провинциальной, и работ по ней было очень немного. Сейчас ситуация меняется, что можно объяснить постоянно растущим интересом к истории ВКЛ и, как следствие, к отечественным монетам.
— Почему вы увлечены именно монетами ВКЛ?
— Когда держишь в руках монеты, которые могли принадлежать твоему далекому предку, испытываешь особое чувство. К тому же, на мой взгляд, время формирования и становления Великого княжества Литовского — это один из самых героических и мифических периодов в белорусской истории. Жаль, конечно, что он изучен еще недостаточно, но в этом есть и свои преимущества. Тема эта еще не «закостенела» — до сих пор регулярно обнаруживаются монеты времен ВКЛ, имеющие какие-то свои, ранее нигде не описанные особенности.
— Какими были первые белорусские деньги?
— Наши предки «озаботились» выпуском собственных монет в конце XIV века, когда Великое княжество Литовское стало набирать силу. Это был, я бы сказал, декларативный шаг, продиктованный желанием заявить о себе, о своем суверенитете. До этого в ходу были крупные серебряные платежные слитки — гривны, а роль разменной монеты играли в основном пражские гроши — самая популярная монета в средневековой Восточной Европе. Считается, что первым князем ВКЛ, выпустившим свои монеты, был Ольгерд. На этих монетах с одной стороны — надпись кириллицей «ПЕЧАТЬ», с другой — крест и копье.
При сыне Ольгерда, великом князе Ягайло, дело изготовления собственных монет было продолжено. Чаще всего на них изображали символы христианства — рыб, кресты и так далее. Тем самым как бы декларировалось: мы уже не язычники, мы приняли христианство. При Ягайло на монетах появилась также текстовая информация и даже была предпринята первая попытка «увековечить» портрет князя (на фото). Правда, изображение Ягайло на портрете было, скорее, похоже на шарж. До сих пор некоторые польские исследователи пытаются доказать, что на монете изображен не Ягайло, а его жена — польская королева Ядвига. Если бы не подпись «Князь Яга», сопровождающая часть таких монет с портретом, идентифицировать личность на монете действительно было бы непросто.
Монеты Ольгерда и Ягайло являлись декларативными, их было мало и ими практически не пользовались при расчетах. Первые по-настоящему массовые дензнаки начал выпускать следующий глава ВКЛ — великий князь Витовт. Монет при Витовте выпускалось много. Но до недавнего времени их находили довольно редко. «Прорыв» произошел буквально в послед-ние годы. У поисковиков появились более мощные приборы, и если раньше такую монету, лежащую в земле на полуметровой глубине, нельзя было «услышать», то сейчас она «берется» даже глубже.
— Из чего наши предки чеканили деньги?
— Из серебра, но проба постоянно менялась. Для полугроша стандартная проба — 375, у более крупных номиналов — трояков, грошей — проба повыше, 870-я. Иногда выпускались низкопробные монеты, например, шестаки и трояки Сигизмунда Августа (XVI век). Из-за своего низкого качества они очень плохо сохраняются в земле, поэтому до нас дошли единичные экземпляры. Отсюда высокая цена — один такой шестак сегодня стоит около 3—5 тысяч долларов.
Была в княжестве и золотая чеканка. Первые золотые монеты выпустил Сигизмунд Август, они назывались дукатами. Самый крупный номинал —10 дукатов — весил около 35 граммов. Но этих золотых монет было очень мало, а до нас дошло еще меньше. В кладах они практически не встречаются, большинство с момента своего выпуска «кочует» по частным собраниям.
— Как выглядели монеты ВКЛ на фоне дензнаков своих соседей — европейских стран, России?
— По меркам того времени — достойно. Начиная с Александра Ягеллончика ВКЛ выпускало монеты европейского образца. А вот в России в то время были дензнаки попроще: по сравнению с монетами княжества они вызывают снисходительную улыбку. По форме московские дензнаки близки к рыбьей чешуе, откуда их современное название «чешуйки». Часто их хранили просто во рту, при расчетах выплевывали на ладошку продавцу, и после пересчета тот также отправлял их себе за щеку. Только после того, как Петр Первый «прорубил окно в Европу», российские монеты приобрели привычный для нас вид.
— А где хранили деньги наши предки? Надеюсь, они делали это более гигиеничным способом?
— Обычно деньги носили в кошелях, подвешенных к поясу. Хотя также могли хранить и в карманах, т.к. далеко не у всех была сумма для приобретения кошеля. Судя по тому, что до сих пор встречается много одиночных находок, карманы нередко бывали с дырами.
— Много ли монет времен ВКЛ дошло до наших дней?
— Да, достаточное количество. Правда, по экспозициям музеев Беларуси этого не скажешь — лежит по несколько ржавых полугрошей, не представляющих особой ценности. Частные коллекции куда более содержательны.
— Наверное, коллекционировать монеты того времени — дорогое удовольствие?
— Получить в частную коллекцию монеты времен Ягайло и Витовта действительно непросто — их мало и они дорогие. К примеру, монета с портретным изображением «князя Яга», о которой я рассказывал выше, стоит от 3 тысяч у.е. Ординарные монеты начала XVI века более доступны для коллекционирования — от 5—10 у.е.
— Надо думать, из земных недр Беларуси извлекли еще далеко не все редкие монеты, и поиски продолжаются. Расскажите, что интересного «раскопали» в последнее время?
— Знаете, люди, обнаружившие что-то по-настоящему редкое и ценное, не стремятся это афишировать. Но ищут действительно довольно активно. Поиску непосредственно на местности обычно предшествует подготовительный период. Идут в архив, смотрят старые карты, документы, ищут места, где раньше находились деревни или усадьбы и так далее. Или подпаивают бывших директоров маленьких районных музеев, и те вспоминают: в таком-то поле во время вспашки случайно «выкопали» несколько старых монет...
Но даже при такой плотной «подготовительной работе» шансы найти что-то действительно стоящее невысокие. В среднем в Беларуси обычный копатель находит один весомый клад в три года. Самая богатая в этом плане украинская земля. За последний год там нашли несколько достаточно крупных кладов с динариями Витовта, не считая одиночных находок. А в Беларуси — только один небольшой клад где-то под Брестом.
— С денежными кладами нередко связывают странные, мистические события. Вы с этим сталкивались?
— Да, слышал такие истории. Один поисковик рассказывал, как однажды они нашли небольшой клад XVI века — около 100 монет мелких номиналов, завернутый в тряпочку. Той же ночью ему приснился сон, как очень крепкий мужчина невысокого роста, в рубахе до колен и с пристегнутым к поясу здоровенным мечом сказал ему: «Ты еще не все достал». Посмеялись, но все же решили проверить, покопать на том месте еще. И на полметра глубже нашли еще один клад с более ценными монетами.
Была еще и такая история — как-то мой знакомый экстрасенс обжег руки... талером. По его словам, у монеты была очень злая энергия. Бред, конечно, но ожог действительно был.
— Вы издали книгу о старых монетах Беларуси. Тираж небольшой, так что говорить о коммерческой выгоде не приходится. Работали за идею?
— Можно сказать и так. Главная причина написания книги — праведное возмущение тем, что наши родные монеты описаны на польском, английском, русском, украинском и литовском языках. Но не на белорусском! Однако ценность справочника не только в этом. Очень полно рассмотрена ранняя чеканка ВКЛ, была сделана попытка дать начинающим коллекционерам базовые знания о ценах на средневековые монеты, имевшие хождение на территории Беларуси. Эта книга — совместный проект сайтов http://www.belcoins.com и http://www.magduclit.com.
Надо сказать, книгу восприняли неоднозначно. Было много положительных отзывов. Кстати, россияне просят перевести ее на русский язык, чтобы издать в России. Но хватает и критиков. Один из них сейчас собирается издать свой сборник на эту же тему и изложить собственный взгляд на некоторые моменты чеканки ВКЛ. Я это только приветствую. Пусть будет больше каталогов хороших и разных — тема этого стоит.

Оксана МЫТЬКО
http://7days.belta.by/7days_plus.nsf/Al ... enDocument
Ответить