О монете, номинал которой равен 4 дуката. Статья. 2013.

Здесь пишем все о нумизматике, о монетах и кладах.

Модератор: Wiktor

Ответить
Аватара пользователя
Конрад
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Пт окт 25, 2013 5:16 pm

О монете, номинал которой равен 4 дуката. Статья. 2013.

Сообщение Конрад »

О монете, номинал которой равен 4 дуката.

Изображение
Двадцать пять лет тому назад в моей коллекции появилась монета, похожая на австрийскую монету о номинале 4 дуката. Сразу стало понятно, что эта монета не является копией австрийской монеты. На это указывали следующие факты:
1). Монета была не золотой, а только позолоченной. Немного позолоты осталось еще на некоторых буквы «легенды» и штрихах гурта.
2). В основном, монета была изготовлена из латуни.
3). Вместо ожидаемых 13,96 грамма, масса монеты равнялась только 8,84 грамма.

Монета имеет форму круга. Диаметр круга – 40 мм. Диаметр настоящей монеты такой же. Толщина круга 1 мм.
Гурт рубчатый. Штрихи очень аккуратные. Число штрихов на 1 мм длины – 2,7.
Напрашивается вывод, что монета была изготовлена на монетном дворе с хорошим гуртильным станком. Смотрите фотографии аверса и реверса монеты.

Изображение...Изображение

Края аверса и реверса окаймлены аккуратными бугорками круглой формы. В центре аверса, как и полагается, бюст императора. Бюст очень похож на бюст Франца Иосифа I. Бюст имеет многолистный венок с кокардой. Голова имеет характерные бакенбарды и усы. Мундир императора, воротник мундира и ожерелья почти идентичны, как и у бюста Франца Иосифа I.
Неожиданной была, расположена вокруг бюста, легенда: «АЛЕКСАНДЪРЪ II РУСКИ ИМПЕРАТОРЪ»

На реверсе монеты аккуратный герб. Герб очень похож на государственный российский герб «четвертой разновидности». Привожу краткое описание герба:
1). Хвост двухглавого орла вместо четырех перьев имеет их восемь.
2). На груди орла имеется герб похоже на герб Москвы, но всадник обращен влево.
3). На шеях орла – цепь ордена Андрея Первозванного, но сам орден изображен плохо.
4). На крыльях орла расположены 8 «местных» гербов. См. рис. 1. На рисунке показаны эти увеличенные «местные» гербы.

Изображение

Рис. 1. Увеличенные «местные» гербы на крыльях орла.

5). Двухглавый орел держит в левой лапе кипетр, а в правой лапе державу.
6). На голове орла посажены небольшие короны.
7). Выше голов расположены корона больших размеров, соединяющаяся с малыми коронами 4-мя лентами.

Под гербом находится знак номинала ( 4 ) . Четыре дукаты.
Изображение

Вокруг герба надпись : «МЕСИНГОВЪ ПЕНДАРЪ ЗА НАКИТЪ».

В таблице 1 помещены данные для всех монет о номинале 4 дукаты изготовленных в годы 1851-1987.Данные взяты из книги Чеслава Коминского «Monety złote 1851-1987»

Страна производитель ……… Год выпуска ….. масса в г. ….. проба ….. содержание золота, г.
Австрия ………………………………… 1851-1915 ………. 13,96 ………. .986 ….…….13,765
Болгария ………………….…………… 1910-1919 ………. 13,96 ………. .986 ………. 13,765
Югославия ………………….………… 1931-1934 ………. 13,96 ………. .986 ………. 13,764
Чехословакия …………………………… 1928 …………… 13,96 …….… .986 ………. 13,765
Германия ……………………………… 1797-1844 ……… 13,96 ….…… .986 ………. 13,764
Швеция ………………………………… 1851-1852 ………. 13,96 ….…… .986 ………. 13,764

Таблица 1. Все монеты о номинале 4 дукаты и их данные. Наиболее близкими к моей монете являются монеты Австрии.
Я не нашел главное:
1). Где и Кем изготовлена монета?
2). Для чего она была предназначена?

Из книги В.В. Узденикова «Монеты России 1700-1917» я узнал, что в России изготовлялись пробные монеты из обычных металлов. Изготовленные пробные монеты покрывались слоем драгоценного металла.
Может быть моя монета является пробной?

Краткое описание монеты, карандашные отциски ее аверса и реверса я послал в Государственный исторический Музей (ГИМ).
Предлагаю копию письма полученного от А.С. Мельниковой, которая была заведующей отдела нумизматики ГИМ.

Изображение

Копия письма из ГИМ.

Конрад Рудницкий.
05 декабря 2013 г.
Захар
Сообщения: 181
Зарегистрирован: Вт июл 12, 2011 3:36 pm

Re: О монете, номинал которой равен 4 дуката. Статья. 2013.

Сообщение Захар »

Очень интересная статья. Показанная монета довольно редко встречается на территории Беларуси, но в интернете я нашел несколько аукционов, на которых были проданы подобные раритеты.

Фото 1.
ИзображениеИзображение
Легенда аверса: «АЛЕКСАНДЪРЪ II РУСКИ ИМПЕРАТОРЪ»
Легенда реверса: «МЕСИНГОВЪ ПЕНДАРЪ ЗА НАКИТЪ. БП. 1905»
Монета очень похожа на Вашу, но легенда реверса немного отличается и датирована 1905 годом.

Фото 2.
ИзображениеИзображение

Легенда аверса написана латинским шрифтом: ALEXANDER . II . R . DG . RUSS . IMPERATOR.
Легенда реверса написана кириллицей: МЕСИНГОВЪ ПЕНДАРЪ ЗА НАКИТЪ В.П. 1905
Аверс и реверс этих монет имеет разный шрифт. Аналогично оформлены и ниже описанные монеты, но они биты от имени Австро-венгерского императора Франца Иосифа 1.

Фото 3.
ИзображениеИзображение
Аверс: FRANC . IOS . I . D . G . AUSTRIAE . IMPERATOR
Реверс: МЕСИНГОВЪ ПЕНДАРЪ ЗА НАКИТЪ В.П. 1905

Фото 4.
Изображение

Аверс: FRANC . IOS . I . D . G . AUSTRIAE . IMPERATOR
Реверс: МЕСИНГОВЪ ПЕНДАРЪ ЗА НАКИТЪ В.П. 1905

Эти монеты, а точнее монетовидные жетоны имеют неразрывную связь с денежным обращением Османской империи, а точнее некоторых стран ранее входивших в это государство. Эти предметы изготовлены в Болгарии.

Цель выпуска этого монетовидного жетона указана в легенде реверса: «МЕСИНГОВЪ ПЕНДАРЪ ЗА НАКИТЪ В.П. 1905» написанной на болгарском языке.

Пендара (диал. пендар) это используемое в разговорной речи обобщенное название монеты, произошедшее от греческого слова: πεντάρα или πέντε - означающее"пять". "Petolira" - так называели в народе большой золотая монета циркулирующих в Османской империи, равно 5 золотых турецких фунтов или 500 пенсов (kurusha). Весом около 32-35 граммов, около 22-каратного золота.

В более позднее время «пендарем» в народе стали называть подвешенные женские украшения в виде монет, в виде монисты, кулона, прикрепленные к серьгам или другим аксессуарам женского костюма. В старину говорили: «невеста не может быть без звона золота», что означало, что она обручена, т.е. имеет жениха и готовиться к свадьбе. При сватовстве, родители жениха дарили украшения из монет будущей невесте, которая обязана была публично носить эти украшения. Количество монет и их качество подчеркивало статус семьи жениха.

В соответствии с болгарскими народными традициями монеты служили не только элементом женского украшения. Крупные золотые монеты использовали в богатых семьях в качестве подарка при крещении младенца.

Если речь заходит о ювелирном украшении, то монеты не обязательно должны быть золотыми. Для украшения одежды для женщины и особенно для ребенка часто использовали монеты не только золотые, но серебряные, медные (латунные, бронзовые) посеребренные или позолоченные. Монетовидные жетоны для ювелирного украшения изготавливали в ремесленных мастерских.

В конце 19 начале 20 века работали специальные мастерские, которые изготавливали монетовидные жетоны с изображением Фердинанда 1, Франца Иосифа, Александра 2 и других. Обычно на аверсе изображали профиль правителя, в круговой легенде его титул, а на аверсе орел и надпись, что монета не является законным средством платежа.

Золотые монеты, специально изготовленные для украшения медальоны, крепились на припаянном маленьком колечке в верхней части. Монеты брали старые, вышедшие из обращения. В латунных монетовидных жетонах пробивали в верху отверстие для подвешивания.

Вернемся к легенде реверса: МЕСИНГОВЪ ПЕНДАРЪ ЗА НАКИТЪ В.П. 1905
месингов - латунная
пендар – монета, монетовидный жетон …
за накид – для украшения

ЛАТУННАЯ МОНЕТА ДЛЯ УКРАШЕНИЯ (инициалы мастера и год)

В прилагаемой ниже статье рассказано о болгарских традиция проведения свадьбы и спользования монетовидных жетонов: МЕСИНГОВЪ ПЕНДАРЪ ЗА НАКИТЪ
Последний раз редактировалось Захар Чт дек 05, 2013 9:42 pm, всего редактировалось 1 раз.
Захар
Сообщения: 181
Зарегистрирован: Вт июл 12, 2011 3:36 pm

Re: О монете, номинал которой равен 4 дуката. Статья. 2013.

Сообщение Захар »

Болгарская свадьба

Ритуал брака у болгар начинается с испрашивания согласия, т.е. сватания. Сватами избирались родные жениха, обязательно семейные, с опытом сватовства. Выбирался благоприятный, по поверьям, день ( воскресенье, понедельник, четверг) и вечерний час, чтобы сватовство осталось тайной, так как неизвестно было, каков будет ответ родителей девушки.
После сговора родители молодых считались породненными и начинали обращаться друг к другу "сват", "сватья".

Большая помолвка носила подчеркнуто публичный характер. К дому невесты шли с музыкой; впереди, приплясывая, двигалась молодежь. Количество гостей в значительной мере зависело от материального благосостояния сторон.

Важным моментом помолвки был уговор о проведении свадьбы: уточнялись время, число участников, оговаривались взаимные подарки, размер брачного выкупа ( если он сохранялся). Разговор о последнем иногда превращался в настоящую торговлю, хотя часто шел в иносказательной форме - якобы о покупке телки и пр., которую родители девушки расхваливали на все лады, а "покупатели" старались сбить цену. По достижении согласия отец приказывал дочери целовать руки будущим свекру и свекрови. Деньги преподносили на каравае хлеба. Процедура брачного выкупа могла пройти в промежутке между помолвкой и свадьбой.

На помолвке происходил обмен дарами. Родители парня вручали девушке монисто из золотых монет или хотя бы одну монету на шнурке - отличительный знак невесты. Родители и священник ( если он присутствовал) благословляли молодых, которые обменивались перстнями.

Свадьба у болгар в прошлом продолжалась семь дней. Занятие земледелием определило ее проведение осенью и зимой; но там, где были развиты отгонное скотоводство и отхожие промыслы, вошли в обычай летние свадьбы. Под влиянием народных верований и христианской религии почти повсюду свадьбы не игрались от Рождества до Крещения, в Великий пост, а также во время интенсивных летних полевых работ. Избегали венчаться и в високосный год из-за поверья, что один из супругов рано умрет.

Главными обрядовыми лицами на свадьбе являлись кум и сват; они делили между собой руководящую роль. Оба выступали вместе с женами. Избирался старый сват из родственников жениха или его близких свойственников ( обычно муж сестры). Кум являлся крестным жениха или сыном крестного (эта роль наследовалась). Свадебными чинами обладали также деверь и золовка - брат и сестра жениха, не состоящие в браке ( иногда несколько братьев или сестер); если же таковых не было - его кузены. Обобщенные названия участников свадьбы со стороны жениха - сваты и свахи.

В большинстве областей страны свадьба начиналась в четверг комплексом обрядов, связанных с приготовлением свадебных хлебов в домах жениха и невесты. Односельчане считали своим долгом послать тем, у кого намечалась свадьба, зерно с целью магического обеспечения рождения у молодой первенца-мальчика. Убрав зерно с ткани, расстеленной для его сбора, бросали на нее перстень жениха и укладывали золовку в одежде невесты, а затем качали ее на ткани, выкрикивая: "Мальчик - девочка - мальчик!".

Приготовление теста для свадебных хлебов имело магически-символическое значение - это было, как говорили в народе, "заквашивание свадьбы". В некоторых районах Фракии дрожжи брали из дома брачного партнера. В некоторых районах Фракии дрожжи брали из дома брачного партнера. В Северо-Западной Болгарии воду для теста доставляла лада - девочка, у которой родители были живы, одетая в наряд невесты. Вода наливалась под обрядовые песни сопровождающих ее свах. Просеивали муку деверья и золовки через нечетное число сит в такое же число деревянных корыт для замешивания теста. Обычно в муку клали перстень жениха и браслеты невесты. Монотонные песни девушек комментировали обряд. Размешивание муки с водой символически часто начинал деверь, действуя свирелью, пучком базилика и др. Тесто месила обычно золовка. В Западной Болгарии нередко избирали на эту роль чужую девушку, у которой родители были живы. Обрядовые песни прославляли молодоженов. В некоторых вариантах засевок производилось ритуальное смывание теста с рук золовки, а использованную воду выплескивали под фруктовое дерево.

После выпечки хлебов в доме жениха или в двух домах изготовляли свадебное знамя. Обрядовые лица были те же: золовки и деверья. Знамя жениха было красным, невесты - белым; если же делали одно знамя, оно было красно-белого или красного цветов. Полотнище украшалось цветами и зеленью. На древко насаживали красное или позолоченное мишурой яблоко ( символ плодородия). В целом знамя символизировало брачный союз. Девушки, украшавшие знамя, передавали его деверю за выкуп. Пройдясь со знаменем по двору во главе вереницы танцующих в хороводе, деверь закреплял его на высоком месте - на крыше дома или на дереве. Это означало, что в этом доме будет свадьба.

Между засевками и началом движения свадебного поезда нужно было приготовить кумово деревце. Оно делалось из ветви плодового или вечнозеленого дерева или же из дерева с твердой древесиной и имело нечетное число веточек. Украшалось такими же цветами, зеленью и яблоком, как и свадебное знамя. Деревце втыкали в три кумова каравая, положенные один на другой. Символика кумова деревца изменялась в процессе свадебного ритуала. При передаче его куму, прибывшему со сватами за невестой, оно символизировало невесту. Поставленное на свадебном столе перед кумом в качестве его обрядового атрибута, перед которым он благословлял молодых, деревце воплощало идею образования семьи.

взято из интернета
Ответить